Top.Mail.Ru

Системный подход FATFOX

О том, как многократно окупить
вложения в автоматизацию.

Системный подход это:

  • Взгляд на проблему, как на комплекс взаимосвязанных причин;
  • Анализ всей системы в целом, а не отдельного элемента.

Системный подход позволяет выстроить бизнес, который будет результативен и эффективен при минимальном участии собственников.

Бытовой пример системного подхода

Сравним двух врачей.

Первый врач стремится угодить пациенту, поэтому выписывает лекарства, опираясь лишь на жалобы пациента, свой субъективный опыт и поверхностный анализ проблемы.

Второй врач стремится устранить истинные причины жалоб пациента, поэтому назначает комплекс анализов и обследований, по итогам которых определяет системное лечение, состоящее не только из лекарств, но и корректировки программы питания, образа жизни, психического состояния, климатического и социального окружения.

В первом случае результат нестабилен и непредсказуем, а вероятность устранения причин боли пациента минимальна. Боль может появиться вновь.

Системный подход позволяет найти корень проблемы и предпринять шаги по их комплексному устранению и недопущению в будущем.
Сравнение подходов к работе

Системный подход в автоматизации

Автоматизация наиболее эффективна, когда проект затрагивает всю систему в целом, а не отдельно взятый участок.

Недостаточно развернуть и настроить CRM‑систему. Это не приведет к максимальному увеличению дохода.

Для того чтобы автоматизация приносила деньги и была рентабельной, IT‑окружение компании должно меняться вслед за трансформацией бизнес‑процессов, регламентов, систем мотивации и KPI сотрудников.

Каждый проект автоматизации = проект организационных изменений компании.
Пример подхода разных интеграторов к работе

Системный подход по теории ограничения систем Голдратта

«Если вы не увеличили прибыль, то как можете утверждать, что продуктивность выросла?»

Посмотрите выдержку из х/ф «Цель: процесс непрерывного совершенствования» по мотивам одноименной книги Элияху Голдратта.
Длительность: 2 минуты 19 секунд.

Найти слабое звено и усилить его

В каждой системе и в каждом бизнесе есть ограничения, сдерживающие эффективность — узкие места. Чтобы их найти нужно проанализировать все процессы компании.

Например, отдел продаж заключил 200 сделок, которые нужно реализовать в течение следующего дня. Сотрудники склада могут обработать только 150 заказов в день. Не будут обработаны 50 заказов, поэтому компания недополучит прибыль.
Вся бизнес-система не может реализовать заказов больше, чем склад может укомплектовать при максимальной скорости своей работы. Получается, в нашем примере складские процессы — узкое место. С этой области нужно начинать автоматизацию предприятия, а не с отдела продаж.

Узкое место задает скорость работы всей системы. Пока самый проблемный сектор не нарастит свою мощность, ускорение других участков бизнеса не приведет к финансовой выгоде, а, наоборот, приведет к снижению эффективности компании, ведь на участке перед слабым звеном будут образовываться излишки, а на участке после слабого звена — простой.

Посмотрите на бытовой пример с двумя бутылками, снятый нами в офисе.
Из двух бутылок разного объема,
но с одинаковым размером горлышка,
выходит одинаковое количество жидкости
за период времени.

Слабое звено определяет эффективность всего бизнеса

В снятом нами примере выше увеличение объема бутылки не приводит к большему потоку жидкости из неё, если при этом горлышко осталось прежнего диаметра.

В итоге бутылка стала тяжелее, содержимого бутылки стало больше, удерживание бутылки стало требовать больших энергозатрат, а скорость потока жидкости осталась неизменной. Проводя аналогию с бизнесом, складских запасов (и замороженных в них денег) стало больше, операционных расходов на их поддержание стало больше, ФОТ увеличился, а скорость генерации дохода осталась неизменной.

Это результат усиления в неправильной точке.

Найти следующее слабое звено и усилить его

Усиление слабых звеньев — цель автоматизации бизнеса.

Устранив один затор, следует переходить к поиску и устранению следующего.

И так постоянно.

Как найти слабое звено

Зачастую внедрение CRM-системы усиливает отделы продаж и маркетинга. В то время как причинами недостаточно высокой эффективности бизнеса могут быть проблемы в логистике, снабжении, делопроизводстве или на другом участке.

Усилив не самое слабое звено можно не получить прироста эффективности и даже снизить производительность всей бизнес-системы в целом.

Мы рекомендуем начинать проект автоматизации с аудита бизнес-процессов и систем мотивации.
Обязательно провести интервью со всеми участниками процессов, которые предстоит автоматизировать. Найти проблемные точки и способы их усиления: упростить алгоритм действий, сократить количество участвующих в работе людей, сократить время и стоимость выполнения задач или вовсе исключить участие человека.

Такую работу обычно выполняют системные и бизнес-аналитики.

Итоги

Решая задачу автоматизации не комплексно, вы рискуете не решить проблему, а даже усугубить ее.

Комплексная автоматизация должна приводить к росту чистой прибыли, т. е. решать как минимум одну из задач:

  1. Увеличение продаж,
  2. Сокращение складских запасов,
  3. Сокращение операционных расходов.

Именно в такой работе заключается подход FATFOX к автоматизации бизнеса.
Другие материалы