Самая популярная мотивация, которая встречается в отделе продаж, занимающимся обработкой входящих запросов — это бонус от выручки сотрудника. Это, кстати, самый распространенный способ мотивации в интернет-торговле. Такой способ не является до конца эффективным и требует доработок.
Например, когда мы мотивируем менеджера на бонус от выручки, то, очевидно, он стремится исключительно к тому, чтобы поднимать выручку. С одной стороны это звучит хорошо, но нужно помнить, что в большинстве случаев у нас есть такое понятие, как повторная продажа или аффилированная продажа, когда продажа состоялась по рекомендации человека, который купил до этого.
На наличие, качество и объем повторных продаж влияет то, как была сделана первая продажа. Если в первом случае менеджер пытается любой ценой продать, «впарить», «уболтать», а потом «гори оно все огнем», то, с одной стороны — да, он делает выручку; с другой стороны — он забивает гвоздь в крышку гроба под названием LTV (Life Time Value — общая полученная выручка от одного клиента за весь цикл его «покупательской жизни»).
Менеджера интересует только его выручка в этом месяце. Долгосрочно для бизнеса это плохо.
Александр: Важно понимать, что мы продаем. Как быть, если мы продаем что-то, что покупается один раз? Может быть мотивации от выручки достаточно?
Алексей: Разберем одноразовую продажу, например, продажу квартиры. Поставь себя на место человека, который хочет купить недвижимость. У тебя есть друг, который недавно купил квартиру. Его покупка может быть источником рекомендаций.
Теперь представь, что менеджер, который замотивирован на личную выручку, наобещал ему с три короба, чтобы побыстрее продать и получить свой бонус. В итоге дом сдали с просрочкой и кривой отделкой.
Очевидно, когда ты спросишь у друга, стоит ли покупать у этого застройщика, он ответит: «Упаси господи, ни в коем случае туда не суйся.»
Если бы твой друг остался доволен покупкой, то с большей долей вероятности порекомендовал своего застройщика. Даже если у тебя нет близкого человека, который недавно покупал интересующую тебя вещь, то скорее всего ты соберешь некое облако отзывов и рекомендаций в интернете и сделаешь выбор.